Схема церковных расколов в Украине

image_pdfimage_print

Украинские расколы, показанные в инфографике

В декабре 2018 года вследствие объединения УПЦ-КП и УАПЦ возникла новая раскольническая структура под названием «Православная Церковь Украины» (ПЦУ). В январе 2019 года формальное единство украинских раскольников и Константинопольского Патриархата было закреплено «томосом», оформление которого состоялось в два этапа, что отражено в настоящей в Схеме за 2021 год в пяти версиях — на русском, украинском, польском, греческом, английском языках.

Представленная в графической форме Схема «Церковные расколы в Украине» охватывает весь исторический период развития раскольнических образований: от появления автокефалистского движения самосвятов «митрополита» Василия Липкивского до выхода «патриарха» Филарета из ПЦУ и инициации им восстановления регистрации УПЦ-КП. Раскольнические околоцерковные структуры получили бурное развитие с началом третьего периода возрождения УАПЦ, который, как датируют его сами автокефалисты, приходится на 1989 г. Через семнадцать лет процесс слияния, дробления и возникновения новых раскольнических течений приостановился. Это позволило в 2006 году на анализе статистики того времени подготовить и издать Схему «Церковные расколы в Украине» в пяти версиях ‒ на русском, украинском, польском, греческом и английском языках – с указанием количества приходов. Подробнее…

Изучение динамики развития раскольнических движений изнутри вызвало необходимость внесения поправок и побудило опубликовать в 2008 году обновлённую Схему в пяти версиях — русской, украинской, польской, греческой, английской – с внесением некоторых изменившихся данных относительно количества приходов, при этом графика затронута не была.

Подробным информационным дополнением к Схеме является книга, увидевшая свет в 2007 году на русском языке под названием «Церковные расколы в Украине»; а в 2008 году на украинском языке вышла книга с дополнением под названием «Раскольнические движения в украинском Православии в XIX-XX столетии». Благодаря этому и множеству других исследовательских и аналитических материалов, непрерывно освещающих проблематику украинских расколов в течение тридцати лет, общество получило возможность самостоятельно разобраться в хитросплетениях раскольнических направлений прошлого и настоящего. Правда о расколах в их исторической ретроспективе дала возможность защитникам канонического Православия обличать расколы непосредственно «по горячим следам». Такой статус полемики исключал какую-либо предвзятость в изложении, вынуждая раскольников избегать исторического субъективизма, как бы они этого ни хотели.

Появление в 2020 году Схемы в пяти версиях — на русском, украинском, польском, греческом, английском языках – своевременно тем, что «блуждающими в расколе» создана своя историография, настолько искусно вплетённая в общий ход новейшей истории Украины, что неподготовленному читателю порой трудно разобраться в цепи происходящих событий, тем более в такой специфической теме как религия и Церковь.

Искусственные псевдоцерковные структуры сливаются и дробятся, приобретая новые формы социального самовыражения, каждый раз претендуя на исключительную роль и особое лидерство в сфере духовного окормления народа.

Поспешность в действиях и пренебрежение к канонам зачастую приводят к смехотворным казусам, как это произошло, к примеру, с процедурой «обретения Украиной томоса».

5 января 2019 года «исторический» документ был подписан Константинопольским Патриархом Варфоломеем I и 6 января помпезно вручён «предстоятелю» ПЦУ в Стамбуле. 7 января во время службы в Софии Киевской «томос» был явлен «всему украинскому народу», как утверждали его авторы, исключительно на правах легитимного церковного документа. В этот же день, вечером, текстовый свёрток был тайно забран из Трапезного храма Софии Киевской, где был выставлен на всеобщее обозрение, и отправлен в Стамбул! Оказалось, что документ без подписей членов Синода Константинопольского Патриархата, составленный с нарушением требований процедуры оформления, не имел законной силы! 9 января «томос» был подписан членами Синода и вечером возвращён в Киев, откуда 10 января доставлен в город Ровно и в городском храме во второй раз был публично предъявлен последователям ПЦУ.

Пятидневная волокита с оформлением документа озадачит любого летописца в определении истинной даты получения украинскими раскольниками своего «томоса»! Так всё же, какую из дат считать эпохальной в столь историческом деле, если подобный документ выдается один раз и с этого момента является основой существования Церкви? Какая дата обретения «томоса» считается истинной – 5 или 9 января 2019 года? Оставим решать этот ребус канцелярии Константинопольского Патриарха Варфоломея I и перенесём внимание на главное – на удивительное свойство «томоса» подменять собой святительское рукоположение как видимого символа благословения и передачи другому благодати и власти, полученной от Бога.

Известный греческий богослов протопресвитер Анастасий Готсопулос, комментируя последствия предоставления «томоса» для всего Православия, отмечает: «Мы имеем дело не только с неуважением к Церковному Преданию и порядку, не только со значительными каноническими нарушениями. Ситуация оказывается гораздо более серьезной, если мы рассмотрим, кому предоставлена автокефалия!»

Посмотрите на Схему за 2021 год, и станет ясно, что Патриарх Варфоломей I предоставил «томос» украинским раскольникам, о безблагодатности которых ранее сам неоднократно публично заявлял. Каноны предписывают, что соединившийся с раскольниками теряет право священнодействовать, сам становясь безблагодатным раскольником. Патриарх Варфоломей I в случае с раскольниками Украины считает иначе – он поучает, что выдача «томоса» и признание раскольников равными себе по благодати подменяет подлинное таинство Священства. Иными словами, раскольник, соединившийся с имеющим благодать, её каким-то образом приобретает! Это не что иное, как сознательное искажение учения Святой Церкви о благодати как действии Святого Духа, явленной исключительно в момент рукоположения в священническую степень диакона, пресвитера или епископа. Такой взгляд нивелирует догмат об апостольской преемственности, т. е. речь идёт о возникновении новоявленной сверхъереси, утвердившейся в изменённом уме главы Константинопольской кафедры и бесстыдно распространяемой им по всем континентам, разрушая вековой принцип евхаристической общины и Предания древней нераздельной Православной Церкви.

Схемы «Церковные расколы в Украине», изданные в период с 2006 по 2021 годы, дополняя многочисленные публикации о природе раскольнических образований, помогают неподготовленному читателю с помощью графической визуализации легче разобраться в пестрой палитре различных исторических этапов развития украинских расколов. В этом состоит их ценность.

Протоиерей Ростислав Ярема

Доктор богословия, профессор


По состоянию на 2021 год (рус.)По состоянию на 2021 год (укр.)По состоянию на 2021 год (пол.)По состоянию на 2021 год (греч.)По состоянию на 2021 год (англ.)
По состоянию на 2020 год (рус.)По состоянию на 2020 год (укр.)По состоянию на 2020 год (пол.)По состоянию на 2020 год (греч.)По состоянию на 2020 год (англ.)
По состоянию на 2008 год (рус.)По состоянию на 2008 год (укр.)По состоянию на 2008 год (пол.)По состоянию на 2008 год (греч.)По состоянию на 2008 год (англ.)
По состоянию на 2006 год (рус.)По состоянию на 2006 год (укр.)По состоянию на 2006 год (пол.)По состоянию на 2006 год (греч.)По состоянию на 2006 год (англ.)