при бывшем приюте братьев Бахрушиных. Московская епархия (городская)

Таинство Покаяния

Таинство Покаяния

Что такое покаяние?

Покаяние есть Таинство, в котором каящийся в своих грехах, при видимом получении прощения от священника, невидимо освобождается от этих грехов Самим Господом Иисусом Христом.

Когда появилось это таинство?

Это Таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедовал

«крещение покаяния для прощения грехов» (и они) «крестились от него… исповедуя грехи свои» (Мк. 1:4-5).

Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал:

«Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

По воскресении же Своём действительно дал им эту власть, когда сказал:

«Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23).

Что требуется от кающегося?

От кающегося требуется сокрушение о грехах, твёрдое намерение исправить свою жизнь, вера в Христа и надежда на Его милосердие.

«Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7:10).

«И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» (Иез 33:19).

«О Нем (т. е. о Иисусе Христе) все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43).

Что помогает покаянию?

Подготовительные и вспомогательные средства для покаяния — это пост и молитва.

Какое средство употребляет церковь для помощи кающемуся?

Святая Церковь употребляет особое средство для очищения и умиротворения совести покаявшегося грешника — епитимью.

Что означает слово «епитимья»?

Слово епитимья означает запрещение (см. 2 Кор. 2:6). В виде епитимьи, по необходимости, предписываются кающемуся некоторые благочестивые упражнения и некоторые лишения с целью освобождения от власти греха и преодоления греховной привычки. Например, пост сверх положенного для всех, а за тяжкие грехи — отлучение от Святого Причащения на определённое время.

 

Из книги «Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви»