при бывшем приюте братьев Бахрушиных. Московская епархия (городская)

70 лет со дня смерти Ивана Павловича Пашкова

Сегодня, 27 июля 2022 года, исполняется 70 лет со дня смерти Ивана Павловича Пашкова, представителя династии российских художников и владельца художественно-живописной, иконописной, иконостасной и художественно-декоративной мастерской «Наследники П.П. Пашкова».

Имя Ивана Павловича для нашего храма дорого тем, что в процессе реставрационных работ, а также архивных поисков, была найдена Программа настенной храмовой росписи, утвержденной известным художником. Значительные фрагменты росписи дошли до наших дней и начинают восстанавливаться. В основе этих крупных композиций – одноименные росписи В.М. Васнецова и М.В. Нестерова из Владимирского собора в Киеве.

Кроме этого, Иван Павлович брал воспитанников Бахрушинского приюта, обучающихся художественному мастерству, на практику по росписи церкви в Дорогомилове в Москве.

В архиве РГАЛИ мы получили очень ценную информацию из жизни Ивана Павловича. Родился он в семье Московского мещанина Павла Павловича Пашкова и его законной жены Анны Афанасьевой. Крещен в московской Георгиевской в Грузинах церкви. В 1898 году окончил полный курс Строгановского училища, получив звание ученого рисовальщика.

С 1898 по 1921 год преподавал рисование, черчение и каллиграфию в общеобразовательных училищах города Москвы, работал штатным преподавателем на воскресных классах рисования в Строгановском художественном училище, преподавал рисование натурного и фигурного класса.

Выполнял художественное оформление Театра Омон, (Триумфальная площадь); Ссудной казны (Анастасьинский переулок), Дои инженера и техника имени Дзержинского (улица Кирова); декоративно-художественное оформление улиц и общественных мест города Москвы в празднестве 100-летия 1812 года Бородинской битвы, ст. Бородино и Раевский курган; 300-летия Дома Романовых, внутреннее художественное оформление Вербных базаров в доме Союзов.

В составе бригад выполнял художественно-живописное и лепное оформление Большого театра с 1941 по 1944 годы; Центрального дома культуры железнодорожников ИЭМИИТ (Вышеславский переулок); реставрацию внешней росписи XVII века Музея собор Василия Блаженного (Красная площадь,1937 год); Реставрация майол. картин Врубеля и Малютина в саде гостиницы «Метрополь», 1940 год; Музей изобразительных искусств имени Пушкина 1936 год.

Приход храма во главе с и.о.настоятеля протоиереем Ростиславом Яремой очень благодарен архиву РГАЛИ за помощь в поиске нужных материалов и надеется, что к 120-летнему юбилею храма в мае 2023 года будут собраны новые и интересные подробности из истории благоукрашения храма.

Стоит отдельно сказать о росписи храма. В 2022 году в храме была выполнена съемка сохранившихся фресок с соблюдением обязательных стандартов музейного репродуцирования, благодаря чему был проведен сравнительный анализ храмовых композиций с росписями Владимирского собора в Киеве. По результатам исследования практически все фрески совпали с работами В.М. Васнецова и М.В. Нестерова.

Учитывая этот фактор и наличие Программы росписи, сегодня может быть восстановлен полный исторический облик настенной росписи храма.

[Best_Wordpress_Gallery id="415" gal_title="Лазовский"]