при бывшем приюте братьев Бахрушиных. Московская епархия (городская)
Миссионер храма принял участие в работе очередного семинара сектора философии религии ИФ РАН
19 декабря 2019 года в здании Института философии Российской Академии наук в рамках постоянно действующего научного семинара «Scientiae de religione» с сообщением на тему «Антропологические воззрения Пелагия в связи с его учением о трех этапах человеческой истории» выступил А. Р. Фокин (ИФ РАН).
По завершении доклада состоялась дискуссия.
В работе семинара в качестве дискутанта принял участие миссионер храма Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных, член Комиссии Московской (городской) епархии по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, магистр теологии чтец А. Тумин.
Тезисы докладаВ докладе будут рассмотрены антропологические воззрения Пелагия (ок. 350/354–423/429) в тесной связи с его учением о трех этапах человеческой истории.
Будет показано, что учение Пелагия о человеке и человеческой природе включает следующие основополагающие элементы: разумность, свобода воли, естественный закон, или «закон совести», и природная благость человека, которые не могут быть утрачены. Пелагий проводит разграничение между: 1) возможностями или способностями человеческой природы, 2) свободной волей и 3) ее осуществлением в действии.
Он рассматривает человека и его природу в свете своего учения о промысле Бога о человеческом роде, осуществлявшемся в три этапа, которым соответствуют три «времени»: 1) «время природы», простиравшееся от Адама до Моисея; 2) «время закона» (с которым соединяется и «время пророков»), простиравшееся от Моисея до последнего ветхозаветного пророка Малахии; 3) «время благодати», начавшееся с пришествия Иисуса Христа и продолжающееся до сих пор.
В каждом из этих трех этапов истории человечества доминируют свои личности — Адам, Моисей и Христос, а также свои руководящие правила, способности и средства достижения нравственного совершенства. По мнению Пелагий, для эффективного использования свободной воли человеку помимо природы и закона необходимо учение и пример Христа, указавшего людям путь добродетели и богопознания, а также особая помощь или содействие со стороны Бога, которое подается человеку всегда, ежедневно, в каждом добром деле. Эту Божественную помощь или содействие Пелагий также называет «благодатью Божией».
Позицию Пелагия по вопросу о соотношении человеческой воли и Божественной благодати в спасении можно охарактеризовать как учение о «свободной синергии» человека и Бога, предполагающей важность одновременно и собственных усилий человека, направленных на свое спасение, и помощи со стороны Бога, которая может выражаться в самых разных формах: как опосредованных (новозаветное учение и пример Христа), так и непосредственных (откровение сокровенных смыслов Свящ. Писания, духовное просвещении сердца, укрепление воли в ее желании добра и т.п.).
С этим согласуется и взгляд Пелагия на проблему Божественного предопределения: Бог предопределяет людей к спасению по предведению их будущей веры, за которой последуют соответствующие вере дела