при бывшем приюте братьев Бахрушиных. Московская епархия (городская)

Успение Пресвятой Владычицы Богородицы и Девы Марии

12994028Значение праздника

После Вознесения Христова Богородица жила в доме любимого ученика Христова, апостола Иоанна, который заботился о Ней, исполняя поручение, данное ему Спасителем (Иоан. 19, 27). Незадолго до кончины Пресвятая Богородица получила весть от архангела Гавриила о Своём скором переселении из земного мира на Небеса. В подтверждение архангел вручил Богородице ветвь райского древа.

Перед Её кончиной все апостолы, кроме апостола Фомы, чудесным образом были собраны в Иерусалиме. В самый день Господь Иисус Христос в сопровождении ангелов сошёл с Небес и принял душу Своей Матери. Казалось, Богородица уснула, а не умерла, отсюда и название праздника – Успение.

Оплакав свою разлуку с Матерью Божией на земле, апостолы приступили к Ее погребению. Апостолы несли тело Богородицы по Иерусалиму на погребальном одре и множество людей, прикасаясь к нему, получали исцеление от недугов. Спустя три дня после погребения, в Иерусалим прибыл апостол Фома. Когда апостолы открыли Фоме гробницу для прощания с Богородицей, то нашли в ней одни только погребальные пелены. После этого Сам Господь явился ученикам и удостоверил их в телесном вознесении Пресвятой Девы Марии на Небо.

История праздника

Событие Успения Пресвятой Богородицы было известно на христианском Востоке с первых столетий нашей эры, но праздник не имел общецерковного распространения вплоть до начала VII в., когда император Маврикий (592-602 гг.) установил его в Византии.

В Русской Церкви праздник Успения всегда особо почитался верующими, о чём свидетельствует множество главных городских Успенских соборов по всей Руси. Праздник Успения завершает годовой круг двенадцати важнейших церковных праздников.

Из Послания к Филиппийцам святого апостола Павла (2:5-11) 5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Из Евангелия от Луки (10:38-42) 38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. 40Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. 41Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Из Евангелия от Луки (11:27-28) 27Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! 28А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Использованы материалы Отдела религиозного образования