Преображение Господне

image_pdfimage_print

23933Значение праздника

Бог-Слово, вторая ипостась Святой Троицы, воплотившись, сделал человеческую природу причастной Божественной природе, что было явлено на горе Фавор, когда Христос в сиянии Неземного света, предстал перед своими ближайшими учениками, укрепив их веру перед предстоящими Крестными страданиями (Мф. 17, 1-6; Мк. 9,1-8; Лк. 9, 28-36).

В этот момент апостолы увидели во Христе Божественную природу и сияние благодати, славу, которая ожидает праведников в Царстве Небесном, и причастниками которой мы можем быть уже здесь, на земле. Это сияние Фаворского света, в церковной традиции изображается в виде светящегося нимба над головой Христа и святых.

Церковь учит, что Господь преобразился, дабы показать будущее преображение нашей человеческой природы и новое благодатное состояние человека, обретаемое им после Воскресения Христа из мертвых.

Не только человек, но и весь мир призван к освящению и преображению. Вся природа вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. Символом этой надежды является церковный обычай в этот день освящать плоды нового урожая.

История празднования

Преображение Господа Иисуса Христа празднуется Церковью с глубокой древности. Уже в IV веке святая равноапостольная Елена, мать святого равноапостольного Константина Великого, построила на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. С V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке. В день Преображения Господня духовенство совершает богослужение в белом облачении по подобию блистающих светом одежд Преобразившегося Спасителя.

Освящение пшеницы и винограда

В этот праздник, по церковному уставу, предписывалось освящение урожая пшеницы и винограда, необходимых для Таинства Евхаристии. В России вместе с виноградом освящаются яблоки, сливы, груши, то есть те плоды, которые созревают к этому времени, поэтому праздник Преображения Господня в народе называют «яблочным Спасом». Часть плодов оставляют в церкви как пожертвование, а часть раздают бедным, заключённым, инвалидам и детям-сиротам.

Из Второго соборного послания святого апостола Петра (1:10-19)

10Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
11ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
12Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
13Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,
14зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
15Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
16Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.
17Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
18И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.
19И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших,

Из Евангелия от Матфея (17:1-9)

1По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
2и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. и преобразися пред ними:
3И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение;
6И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
7Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
8Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
9И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Тропарь, глас 7

Преобразился еси на горе Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!

Кондак, глас 7

На горе преобразился Еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты Еси воистину Отчее сияние.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя плоти Твоея, преславное Преображение.

Использованы материалы Отдела религиозного образования и катехизации